«Союз страховых организаций» направил заключение на проект «О финансовом уполномоченном»
Глава «Союза страховых организаций» Александр Коваль направил на имя Заместителя Министра Финансов Алексея Моисеева заключение на проект Закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». По мнению «Союза страховых организаций» предлагаемый Проект противоречит Конституции Российской Федерации, не согласуется с ключевыми положениями Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», а также с действующим финансовым и страховым законодательством и не может быть принят в предложенной редакции по целому ряду следующих причин.
Целями нового Федерального закона авторы ставят создание правовых условий для содействия охране и защите прав и интересов потребителей услуг финансовых организаций. Целью создания Службы финансовых уполномоченных провозглашается реализация прав и свобод граждан, защита их интересов.
Однако, в соответствии Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими. Их соблюдение, реализация и защита возложена на государство, гарантируется государством и обеспечивается правосудием (ст.2; ч.2 ст.17; ст. 18; ст.45; ст.46 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, предлагаемый Проект, наделяя некоммерческую автономную организацию функциями государственных и судебных органов, противоречит Конституции Российской Федерации.
Проектом устанавливается обязательность исполнения предупреждений, запросов, и решений Финансового уполномоченного и административная ответственность за их неисполнение. Эти составляющие – обязательность и контроль исполнения запросов и решений, ответственность за их неисполнение – являются неотъемлемыми частями и основой любого государственного надзора, то есть исключительной функцией государства.
Однако, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федеральных законов, в соответствии с п. а) ст.71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, которая реализует свои полномочия через федеральные органы исполнительной власти, и не может делегировать их автономным некоммерческим организациям, созданным государством.
Передача полномочий по государственному надзору и контролю некоммерческой автономной организации, даже путем принятия специального закона, также противоречит Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает равные права и равенство всех граждан перед законом и судом.
Вместе с тем, пункт 5 ч.1 ст.20 Проекта вводит новую для финансового рынка категорию «потребителей, имеющих особое общественное значение», ставя, таким образом, некоторых потребителей в преимущественное положение, однако не раскрывает, что означает это понятие. Кроме того, в статье 2 Проекта «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» не дано определение понятию потребители, имеющие особое общественное значение.
«Рамочными» законами, дающими правовые основания для создания и деятельности Службы финансовых уполномоченных, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.
В соответствии со ст.2, ч.ч.2,4 ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономная некоммерческая организация, учрежденная (созданная) Российской Федерацией, создается для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и финансируется учредителем.
Кроме того, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономные учреждения, созданные Российской Федерацией, признаются государственными учреждениями.
Соответственно, принудительное финансирование деятельности государственного учреждения коммерческими организациями накладывает на последних дополнительные необоснованные финансовые обременения, что противоречит гражданскому законодательству и Конституции Российской Федерации.
Обязывая финансовую организацию вносить в договор с физическим лицом разъяснение о его праве обращаться к Финансовому уполномоченному, а также допускать Финансового уполномоченного к изучению любых материалов, даже если они содержат банковскую тайну, Проект создает Финансовому уполномоченному и Службе явные преимущества перед любыми другими некоммерческими организациями, в том числе, третейскими судами и институтом медиации, и даже перед государственным надзором. Так, например, ч. 5 ст.30 Закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» обязывает субъекты страхового дела предоставлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну). Правоохранительные органы могут получить доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, исключительно по решению суда, либо постановлению руководителя следственного органа.
Права и обязанности Финансового уполномоченного не конкретизированы, даны в таких формулировках и понятиях, содержание которых в проекте не раскрывается и определений им не дано. Это предоставляет Финансовому уполномоченному и Службе в целом возможность немотивированного выбора поведения при вынесении тех или иных решений, что является условием для злоупотреблений и коррупции.
Так, в п.2 ч.1 статьи 20 указано, что Финансовый уполномоченный вправе «давать указания и рекомендации организациям, выносить в отношении организаций решения по обращениям заявителей». Из содержания непонятно, какого рода указания и относительно чего вправе давать уполномоченный, что он вправе рекомендовать, в какой форме.
Исходя из вышеизложенного считаем, что Проект не согласован и противоречит основам конституционного и гражданского права, юридически и стилистически не проработан, плохо структурирован, содержит неконкретные, размытые понятия и термины, разнесенные в разные главы и статьи.
Это делает Проект труднодоступным к восприятию, а в дальнейшем, в случае принятия Закона, и к применению в качестве инструмента регулирования определенных отношений на финансовом рынке.
Кроме того, неконкретность формулировок, размытость понятий и терминов, неопределенность полномочий предоставляет Финансовому уполномоченному и Службе в целом неограниченные возможности для злоупотреблений и коррупционных проявлений. Созданная Служба будет еще одним, дополнительным рычагом административного давления на финансовый рынок.
Предлагаемые формат и редакция законопроекта не дают понимания, что хотели сформулировать авторы Проекта, и, как следствие, не представляет возможности дать наши варианты формулировок отдельных норм.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет считать принятие исследуемого Проекта закона в таком формате преждевременным и противоречащим Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, Союз готов принимать участие в дальнейшей разработке и обсуждении законопроектов, направленных на совершенствование финансового рынка, в том числе, на защиту прав потребителей финансовых услуг.
О результатах рассмотрения Заключения на проект Федерального Закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» просим проинформировать.